Ревность гения: что режиссер Андрей Тарковский не смог простить оператору Вадиму Юсову
27.06 13:00
Оператор Вадим Юсов и режиссер Андрей Тарковский сняли вместе "Иваново детство", "Андрей Рублёв" и "Солярис". Но не всегда совместная работа строилась гармонично, на съемочной площадке возникали и конфликты. После четвертой совместной картины пути единомышленников и соавторов разошлись.
Вадим Юсов уже работал на киностудии "Мосфильм", когда к нему обратился студент ВГИКа Андрей Тарковский. Начинающему режиссеру требовался хороший оператор для дипломной короткометражной работы "Каток и скрипка". Кинематографисты быстро стали не просто коллегами, но единомышленниками.
На съемки следующего полнометражного фильма "Иваново детство" Тарковский вновь позвал Юсова. Он знал, что только этот оператор сможет реализовать на пленке его самые безумные идеи. Так сошлись гений, не знающий слово "нельзя", и профессионал, доказывающий, что "можно".
Юсов создавал удивительные приспособления и придумывал разные способы снять нужный кадр. Для знаменитой сцены, где Иван парит над реальностью, оператор посадил мальчика на кран. Несмотря на опасность, эпизод получился новаторским как по технике исполнения, так и с точки зрения выразительности рисунка.
В середине 60-х на съемках фильма "Андрей Рублёв" съемочный процесс был настолько хорошо продуман и организован, что Тарковский мог целый день вообще не появляться на площадке.
Однако иногда между оператором и режиссером случались конфликты. Когда снимали сцену "Колокол", оператор слишком буквально прочитал сценарий, где после слов "солнце уже клонилось к закату" шла фраза "не видно работающих в яме". Юсов перенес съемку на вечер, чтобы работать с артистами в сумерках. Но когда Тарковский прибыл на площадку, он был удивлен позднему рабочему времени. Тогда выяснилось, что комментарий режиссера подразумевал не отсутствие света, а глубину ямы.
На съемки фантастического фильма "Солярис" в 72-м Тарковский вновь пригласил Юсова. Дефицитной пленки "Кодак" было мало, и приходилось работать с одного дубля. К каждому кадру режиссер и оператор готовились и тщательно продумывали все детали.
Вадим Юсов долго думал, как снять "разумный" океан: предложил смешать в обыкновенном тазу разные химические вещества и посмотреть, что получится. Экспериментировали несколько дней: в ход пошли ацетон, красители, алюминиевые опилки и кислота. Когда нашли нужные пропорции, загадочный эффект усилили подсветкой и включили камеру.
Чем дольше снимали "Солярис", тем больше накалялась атмосфера на площадке. Это была четвертая совместная работа оператора Юсова и режиссера Тарковского. На этот раз они будто перестали слышать друг друга, в отношениях засквозила ревность. Тарковский всячески давал понять, что они больше не равны.
Вадим Иванович был сдержанным человеком, поэтому не делился эмоциями и размышлениями. Но когда Тарковский позвал работать над новым автобиографическим фильмом, Юсов вежливо отказался. Так в день запуска фильма "Зеркало" Андрей Арсеньевич остался без оператора. Такого "предательства" мэтр не смог простить оператору, и больше они не сотрудничали.
"Тайны кино": Вадим Юсов