Георгий Данелия и Виктория Токарева в "Джентльменах удачи" заменяли тюремный жаргон на другие слова
10.07 10:00
Георгий Данелия пригласил молодую писательницу Викторию Токареву работать над сценарием фильма "Джентльмены удачи". Они быстро написали текст, но по требованию цензоров авторам пришлось избавиться от тюремного жаргона. Замену диалектным словам придумывали на ходу.
Георгий Данелия собирался писать сценарий для однокурсника Александра Серого, с которым случилось трагическое недоразумение. Приятеля осудили за драку, а когда тот вышел на свободу, оказался без работы. Режиссер пошел к директору "Мосфильма" и попросил картину для друга. Руководство киностудии согласилось при условии личного присутствия мэтра на каждом этапе от создания сценария до завершения монтажа. Так Георгия Николаевича назначили художественным руководителем фильма "Джентльмены удачи".
Какой будет картина, новоиспеченный худрук еще слабо представлял, поскольку у него была только идея. Данелия хотел снять фильм о молодом милиционере, чья задача – не посадить преступника в тюрьму, а перевоспитать его. Он изложил замысел знакомому генералу, и тот уверил его, что кино с таким героем не пропустят, тогда стража порядка заменили на директора детского сада.
Для создания сценария Георгий Данелия пригласил писательницу Викторию Токареву, с которой когда-то уже работал. Втроем с Серым они приступили к созданию литературной основы фильма. Дело шло быстро, поскольку каждый вносил свою лепту. Александр с его тюремным опытом отвечал за достоверность эпизодов. Худрук фонтанировал сюжетными идеями на лету, подхватывая и развивая то, что предлагали соавторы. А девушка звонко смеялась и быстро записывала все сказанное мужчинами.
Всего за месяц соавторы написали первый вариант сценария и разослали в Госкино и МВД. Общая претензия цензоров была одна: слишком много тюремного жаргона. Стали сокращать, а где нельзя – смягчали, заменяли диалектные слова на придуманные и стилизованные. Соавторы заметили, что чаще всего встречалось слово "падла", и стали усердно думать, чем бы заменить "нехорошего человека".
Еще месяц сценарий дорабатывали с азартом и вдохновением, которые исходили прежде всего от Данелии. Когда первый этап работы завершился, сценарий становился бестселлером. Пока его рассылали на утверждение, а затем множили для подготовки к съемкам, экземпляры разошлись по всей Москве. Современники вспоминали невероятный хохот, который раздавался среди читателей талантливо написанного текста.
Сценарий оказался едва ли не популярнее картины: команда еще не приступила к съемкам, а в кинематографической среде текст уже знали наизусть. Когда фильм показали на большом экране, зрители по всей стране бесконечно повторяли фразы и отдельные слова. Многие цитаты сразу же полюбились публике и стали народными.
"Звезды советского экрана": лучшие фильмы по сценариям Виктории Токаревой