"Кин-дза-дза!": декорации и костюмы для фильма собирали на свалке военного аэродрома
15.07 10:00
Вся съемочная команда фильма "Кин-дза-дза!" участвовала в создании костюмов. Коллеги искали нужные художнику детали на свалке, поджигали ворс на теплой одежде, обесцвечивали хлоркой и красили чернилами трикотаж. Так, картина Георгия Данелия положила начало кино о "мусорном" будущем.
Фильм "Кин-дза-дза!" потребовал от режиссера Георгия Данелии немало сил и терпения, ведь надо было придумать фантастический мир несуществующей планеты Плюк.
Подготовка к съемкам сильно затянулась: готовые эскизы костюмов мастера пошивочного цеха не брали в работу из-за загруженности и просили у режиссера отсрочку. Тогда съемочной команде пришлось включиться в работу и создавать наряды своими силами. В поисках идей для создания "фантастической" одежды коллектив отправился на свалку военного аэродрома, куда художник Теодор Тэжик выбил доступ.
Один потрепанный летный костюм Данелия принес домой и разобрал. Внутри скрывалось много деталей, которые тоже пустили в дело. Подушками украсили костюмы красавиц-инопланетянок, а пружинки должны были носить во рту эцилоппы (представители власти). Пацаки (представители одной из рас) надели на ноги мешочки, а на голову – лямки, которые переплетались с резиновыми трубками. Когда актер Евгений Леонов увидел эту конструкцию, то недоверчиво поинтересовался: "Это трубочки, в которые справляют малую нужду летчики?" Режиссер заверил, что нет, но все сомнительные детали срезал.
Главной одеждой на планете Плюк стало теплое нижнее белье советской фирмы "Заря". Сделать из него костюмы для массовки взялась вся съемочная группа. Трикотажные майки и кальсоны обесцвечивали хлоркой, подкрашивали чернилами, дырявили, скребли и прожигали.
Сложнее пришлось с одеждой эцилоппов, поскольку необходимо было 200 ярких лампочек. Во время советского дефицита задача оказалась не самой простой. Данелия обратился за помощью к первому секретарю Московского горкома партии, но тот только развел руками. По счастливой случайности чиновника сняли с должности, а на его место пришел Борис Ельцин. Мэтр, не моргнув глазом, заявил, что ему обещали найти нужные аксессуары, и режиссер их получил.
Для создания знаменитого пепелаца (межзвездный корабль) художник снова отправился на знакомую свалку, где нашел хвостовую часть списанного самолета ТУ 104. От найденной детали отпилили цилиндр, который установили в одном из павильонов "Мосфильма". Теодор Тэжик замаскировал находку вспененным пенополиуретаном, а затем раскрасил под ржавчину.
Откидные двери, колеса и винт летательному аппарату смастерил инженер Александр Батынков. Он же сделал из мусора и подручных материалов повозку и другие машины фантазийного мира Георгия Данелии. Вся работа являлась чистой импровизацией, даже сами авторы не знали заранее, каким окажется финальный результат.
Кинокритики сразу же после выхода назвали фильм "Кин-дза-дза!" великим. Именно эта советская картина положила начало кинематографическому "ржавому" миру. И американцы, и французы, и англичане снимали такое "мусорное" будущее, но лента Георгия Данелии получилась философской трагикомедией, что для жанра фантастических антиутопий – большая редкость.
"Звезды советского экрана": "Кин-дза-дза!"