Советские экранизации повестей Гоголя превратились в киносказки для взрослых
20.07 10:00
Мэтры советского кино порой экспериментировали с классикой, в итоге получались спорные картины. Так, повести Николая Гоголя на экране обретали отнюдь не детские очертания.
В 1961 году мастер киносказки Александр Роу решил экранизировать повесть Николая Гоголя "Ночь перед Рождеством". Узнав об этом, киноначальство не испытало восторга: чиновников смутило название.
На счету знаменитого режиссера был уже десяток киносказок и огромное желание снять в этом стиле "Ночь перед Рождеством". Поэтому мэтр пошел на уступки и изменил название будущего фильма на "Вечера на хуторе близ Диканьки".
Пока разбирались с названием, зима закончилась, съемки выпали на март. В поисках заснеженных просторов группа отправилась на Кольский полуостров, где сугробы еще не растаяли, и среди них выстроили хутор. В процессе работы Роу все отчетливее понимал, что у него получается сказка не для детей.
Спустя шесть лет предложение экранизировать еще одно произведение Гоголя получил режиссер Иван Пырьев. В это время мэтр был занят съемками "Братьев Карамазовых" и поручил мистическую повесть классика молодым амбициозным коллегам Константину Ершову и Георгию Кропачёву.
Когда черновые кадры "Вия" показали Пырьеву, тот пришел в ужас: такой революционной трактовки он не ожидал. Чтобы исправить положение, экстренно заменили главную актрису. Вместо Александры Завьяловой назначили Наталью Варлей, а в помощь молодым режиссерам определили опытного сказочника Александра Птушко.
Фильм "Вий" изобиловал жуткими сценами: ползающие по стенам вурдалаки и летающая в гробу мертвая панночка. В кинотеатрах взрослые закрывали глаза детям, и тем не менее, картина стала одним из лидеров проката 1968 года.
"Звезды советского экрана": советские сказки для взрослых