Летучие мыши, вороны и черные кошки: как создавали первый советский хоррор по повести Гоголя "Вий"
21.07.2024 13:00
![](/b/d/eVAZNQ9HNBwt-suelFSH5bOmt4vwgb50SMaxj8Sh6by-a-eQIiUJ-09aDOc-FsHceEnPMGqI75sNwSfZkbaY-nX-oBo=tNK2YHCMQ58J57id60V9ow.jpg)
Для создания атмосферы мистического ужаса режиссер Александр Птушко решил использовать животных и птиц. На ораву черных кошек надели специально сшитые шапочки с рогами, ворон во дворе киностудии ловила съемочная команда, а для своих питомцев – петуха и собаки – мэтр придумал отдельные маленькие роли.
Идея экранизации мистической повести Николая Гоголя "Вий" принадлежала режиссеру и директору киностудии "Мосфильм" Ивану Пырьеву. Работу над картиной он поручил двум студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Георгию Кропачеву.
Начинающие авторы уже сняли часть материала, когда стало понятно, что вместо леденящей душу истории у дебютантов вырисовывался довольно пикантный фильм. Руководство студии не оценило такую трактовку классика и потребовало замены постановщиков. Так, в съемочный процесс включился легендарный киносказочник Александр Птушко.
В первоначальную версию фильма "Вий" Александр Птушко внес колоссальные изменения. Молодые режиссеры представляли демона в образе немощного старика, сопровождаемого свитой из гигантских жуков, богомолов и пауков, а потому сняли много разных насекомых крупным планом. Птушко посмотрел материал и понял, что летучие мыши, вороны и черные кошки смотрятся намного страшнее.
Чтобы хвостатые звери стали похожи на чертей, на них надевали специальные шапочки с рогами. Животных долго не кормили, а затем по команде режиссера отпустили прямо под ноги Леониду Куравлеву, исполнителю главной роли. Оголодавшие коты помчались на другой конец павильона, где их ждала тарелка с мясом. Проделать такой фокус получилось лишь однажды: наевшись, мурлыки разбрелись по углам, свернулись клубочком и уснули.
Далеко ходить не пришлось и за воронами, их ловили во дворе киностудии. На несколько дней в старом сарае оставили приманку, а потом забирали угодивших в ловушку птиц. После слов "Мотор, начали" их отпускали в открытые окна бутафорской церкви. Процессом руководил известный дрессировщик из "Мосфильма" Тариэл Габидзашвили. "Лукич, вороны закончились", – сообщал он режиссеру. Птушко кивал головой, объявлял перерыв, и вся съемочная группа отправлялась собирать пернатых.
У Александра Птушко были любимые животные, которые кочевали с ним в каждую новую картину. Один из них – дрессированный породистый петух, который снимался в "Сказке о царе Салтане". По команде дрессировщика птица садилась ему на руку и кукарекала. В "Вие" для Пети тоже нашлась роль, и специально для эпизода с пернатым режиссер сколотил маленький плетень.
Еще один любимец режиссера, пес Мишка, обладал удивительным талантом имитировать голоса других животных. Он мог рычать, как медведь, и выть, как волк, поэтому в фильме ему доверили "оплакивать" умершую панночку.
Александр Птушко хотел снять страшную и мистическую картину, а потому использовал все средства, в том числе животных. У режиссера получился первый и единственный фильм ужасов в советском кино, который стал одним из лидеров проката 1968 года. Картину даже закупили для показа зарубежные страны.
"Звезды советского экрана": "Вий"