"Стачка": почему артисты поливали Сергея Эйзенштейна из брандспойтов после съемок
22.07 13:00
Сергей Эйзенштейн начал кинематографическую карьеру с революционного фильма "Стачка". Работа над картиной оказалась не только новаторской, но и потребовала особой жертвы: артистам пришлось наказать режиссера.
Сергей Эйзенштейн всерьез увлекся молодым искусством кинематографа. Так появилась его дебютная работа – немой агитационный фильм "Стачка".
Действие картины проходило на заводе, где руководство несправедливо обвинило одного из рабочих в краже инструментов. Клевета привела к трагедии, что заставило трудящихся открыто высказать недовольство условиями труда и объявить восстание.
В картине не было главных героев и сюжета в привычном понимании слова, поскольку режиссер снимал огромное количество равноправных персонажей. Такой подход оказался революционным, и это новаторство подхватили кинематографисты. Именно Эйзенштейн ввел моду на массовку, поэтому в советском кино 20-х нет отдельного человека, в нем – толпа.
Для эпизода в картине "Стачка", где пожарные обливали водой рабочих, Эйзенштейн потребовал массовку в тысячу человек. Дирекция кинофабрики отказалась выполнять странные прихоти и сократила количество артистов в два раза. Режиссер считать не стал, его больше заботило другое: стояла глубокая осень, а людей надо было поливать холодной водой из брандспойтов.
Артисты массовки поливали кинематографистов до тех пор, пока они не решили, что удовлетворены. Так искусство потребовало от Эйзенштейна первой жертвы, однако сцена в фильме получилась уникальная. При этом такое количество артистов масштабных сцен и специфические декорации обошлись автору картины в считанные копейки.
28 апреля 1925 года на экраны страны вышел первый фильм, воспевающий социалистический реализм, – "Стачка". Люди выходили из кинотеатров озадаченные: такого они еще никогда не видели. Картина действительно состояла из авангардных способов съемки и монтажа, что было непонятно большинству зрителей.
Однако критики назвали ленту "крупной и интересной победой в развитии советской, русской и мировой кинематографии". Режиссер Сергей Эйзенштейн получил первое признание не только в СССР, но и в Европе – на Всемирной выставке в Париже ему вручили золотую медаль.
"Звезды советского экрана": лучшие фильмы Сергея Эйзенштейна