Километры коварного шелка: как Александр Птушко снимал бригантину с алыми парусами
25.07 10:00
Для фильма "Алые паруса" создатели картины закупили красный шелк, который на съемках доставил немало хлопот. Режиссер Александр Птушко в отчаянии хотел остановить работу и начать поиски новой ткани. Однако мастерство оператора и реквизиторов спасло киноленту.
Роль бригантины в фильме "Алые паруса" отводилась учебному судну мореходного училища Ростова-на-Дону, однако для появления в кадре его нужно было подготовить – украсить мачты новым "нарядом".
Реквизиторы "Мосфильма" закупили два километра шелка, из которого в советское время шили пионерские галстуки. Из полученной ткани на ростовском корабельном заводе сшили паруса, а затем готовый корабль перегнали из Азовского моря в Черное, где работала съемочная команда.
С алыми парусами кинематографистам пришлось изрядно помучиться. Так, во время съемок выяснилось, что в сочетании с голубым небом и синей морской водой "пионерский" шелк на кинопленке меняет цвет.
Александр Птушко был в отчаянии и даже собирался остановить работу над фильмом, чтобы закупить другой материал и сшить новый реквизит. Это решение потребовало бы немало денег и времени.
Оператор заверил режиссера, что найдет выход из ситуации. Он подобрал специальный, улавливающий свет фильтр и поставил его на камеру. Паруса вмиг стали алыми, но теперь на пленке небо и море поменяли цветовую гамму. Специалист экспериментировал и ставил на объектив сразу несколько фильтров. Так он нашел нужное сочетание: небо в кадре вновь поголубело, вода стала синей, а шелк ярко-алым.
Однако проблемы с парусами продолжались: тонкий шелк хорошо смотрелся на экране, но для настоящего морского дела оказался непригоден. Под напором ветра полотна трещали по швам и рвались, а реквизиторам приходилось их штопать каждый день. На удивление эта работа оказалась не такой простой: коварный шелк плохо поддавался починке. Ткань предназначалась для маленьких пионерских галстуков, а не для огромных парусов.
Парусов едва хватило на то, чтобы закончить работу и снять финальный кадр. Реквизиторы составили акт и списали с баланса "Мосфильма" пришедшую в негодность ткань. Однако уцелевшие куски пионерского шелка не пропали зря: после съемок парусник вернули Ростовскому мореходному училищу с лежащим на борту материалом. Будущие морские волки бодро щеголяли на местном пляже в модных алых майках и купальных костюмах, которые были сшиты из остатков подаренной ткани.
Режиссер сделал еще один подарок: в благодарность за помощь в проведении съемок привез уже готовый фильм в Ростов. Так, курсанты и преподаватели училища стали первыми зрителями картины.
В июне 1961-го фильм "Алые паруса" вышел в широкий прокат по всей стране. Он сразу вырвался в лидеры по количеству проданных билетов и был признан самым популярным среди молодежи. В Санкт-Петербурге и сегодня можно встретить отголосок популярности фильма: в городе каждое лето проходит фестиваль с таким названием для выпускников школ.
"Звезды советского экрана": "Алые паруса"