"Почему бы и нет?" Гомиашвили не был похож на книжного Остапа Бендера, но приглянулся Гайдаю
31.07 13:00
Леонид Гайдай пересмотрел 200 претендентов на главную роль в экранизации романа Ильфа и Петрова "12 стульев" прежде, чем нашел Остапа Бендера. Неизвестный грузинский актер Арчил Гомиашвили внешне был совсем не похож на авантюриста из книги, но внутренние качества роднили артиста с персонажем, поэтому режиссер отстаивал его кандидатуру.
Пробы на главную роль в экранизацию "12 стульев" Леонида Гайдая можно по праву назвать одними из самых масштабных. Режиссер пересмотрел 200 кандидатов, в финал прошли 22, среди них были самые популярные артисты: Никита Михалков, Алексей Баталов, Владимир Высоцкий, Александр Белявский.
Однако никто не устраивал мэтра, пока он не услышал, что неизвестный провинциальный актер Арчил Гомиашвили ездит с гастролями моноспектакля "Похождения Остапа Бендера". Увидев артиста, Гайдай сразу понял, что мучительные поиски главного героя окончены.
Выбор Гомиашвили казался авантюрой: актер был лысым и старше книжного Бендера на 15 лет, но режиссер твердо решил получить одобрение Госкино. Заместитель председателя комитета Владимир Баскаков, увидев пробы, спросил: "Почему в роли Бендера должен сниматься грузин?" Положение спас режиссер Григорий Чухрай, который тоже присутствовал на встрече: "А почему бы и нет? Папа у Остапа действительно был турецкоподданный, а мама вполне могла быть грузинкой". Все посмеялись и утвердили на главную роль неизвестного актера.
Гомиашвили словно был создан для того, чтобы играть Бендера. Его и в обычной жизни часто сравнивали с великим комбинатором: оба любили похулиганить.
К моменту съемок неуемный Арчил успел несколько раз попасть в неприятности с законом. Однажды он подрался из-за девушки, и только мать артиста смогла уговорить пострадавшего не выдвигать обвинения. В другой раз избежать наказания не удалось.
Арчила вводили в фильм в авральном порядке. Он учил роль на бегу, постоянно путал слова и портил дубли, так что большую часть съемочного времени режиссеру приходилось с ним репетировать. Но несмотря на сложности, экранизация Гайдая "12 стульев" стала лидером советского проката в 1971 году и одним из любимых фильмов мэтра. Его посмотрели более 39 миллионов человек.
"Звезды советского экрана": как Гайдай Остапа искал