"Покровские ворота": почему съемочный день Марины Дюжевой оказался самым коротким
11.08 14:00
Михаил Козаков пригласил в картину "Покровские ворота" бывшую ученицу Марину Дюжеву. Специально для нее он придумал образ, с которым актриса справилась легко и быстро: сцену сняли одним дублем. Этот рабочий день стал для актрисы самым коротким, а роль "внезапной и противоречивой" Анны Адамовны запомнилась зрителям.
В ГИТИСе одним из педагогов Марины Дюжевой был Михаил Козаков, который после выпуска студентки продолжал внимательно следить за ее успехами. Он считал, что кинорежиссеры используют талант актрисы слишком однообразно, потому что видят в ней только симпатичную лирическую героиню. Учитель не сомневался, что на самом деле она прирожденная комедийная артистка с большим чувством юмора и тонкой иронией. Поэтому мэтр приготовил для нее небольшой забавный эпизод в картине "Покровские ворота".
Кроме того, Козаков решил поддержать Марину, поскольку узнал о случившейся в ее жизни трагедии. На съемках фильма "Девушка и Гранд", где Дюжева играла наездницу, внезапно понесла лошадь, и актриса упала. Она была беременна, и после падения врачам не удалось спасти ребенка.
Михаил Козаков специально для нее придумал гостью Анну Адамовну: эта роль оказалась совершенно не похожей на те, что она когда-либо играла. Марина без раздумий согласилась на предложение учителя и в назначенный день приехала на съемки. Когда ей вручили лист бумаги с текстом, она недоумевала: "Что здесь играть?" Режиссер уже произнес команду "Подготовиться", и только потом поставил артистке задачу, которая сначала ее шокировала. Но, подумав несколько секунд, актриса кивнула и сыграла "куртизанку в монастыре".
Во время сцены режиссер довольно громко и протяжно пел, поскольку, по его мнению, это создавало нужное настроение. Под нехитрый напев актриса поплыла перед камерой: Анна Адамовна с Костиком, которого играл Олег Меньшиков, прошли от порога до дверей комнаты и обратно. Коллеги на площадке наблюдали за Мариной Дюжевой, затаив дыхание, а после команды "Стоп, снято" дружно расхохотались.
Это был самый короткий съемочный день в жизни актрисы. Она выдала нужный результат с первого дубля, поскольку с полуслова понимала учителя. Коллеги удивились такой скорости, ведь Козаков любил репетировать и изводил артистов бесконечными повторами. А эту сцену сняли мгновенно: легко и быстро.
Однако эпизод с недвусмысленным подтекстом вызывал опасения режиссера: худсовет мог не пропустить сцену, ведь о сексе открыто не говорили. Козаков решил помочь чиновникам сделать "правильный выбор": он вставил в фильм деталь, которая отвлекала внимание от нужного фрагмента. Михаил Михайлович снял стоящий в шкафу глобус, который ритмично качался. На монтаже он вклеил его после того, как за Анной Адамовной и Костиком закрылась дверь в комнату. Удивительно, но "хулиганство" удалось: на утверждении картины мэтра попросили убрать "подставной" кадр, а сцену с участием Дюжевой приняли.
В 1983-м фильм вышел на экраны, вызвал неоднозначное впечатление и не сразу обрел популярность. Одни критики обвиняли в неуместном веселье, другие ругали за несерьезное отношение и отсутствие драматизма, но при этом все отмечали прекрасную игру актеров. Марину Дюжеву называли "маленьким камертоном картины", ведь каждый зритель запомнил образ "внезапной и противоречивой" красавицы, хотя она появлялась в кадре буквально на несколько минут.
"Звезды советского экрана": Марина Дюжева