"Каторжный труд": актеры теряли сознание и получали обморожения на съемках фильма "Восхождение"
13.08 18:00
Лариса Шепитько вдохновилась повестью Василя Быкова о партизанах и решила ее экранизировать. Работа над фильмом оказалась сложной для всей съемочной группы. Несколько лет режиссер добивалась разрешения начальства, а снимали картину в суровых условиях на 40-градусном морозе.
Лариса Шепитько прочитала повесть Василя Быкова "Сотников" и задумала снять фильм "Восхождение". Она написала сценарий и отправила его на утверждение в Госкино. Потребовалось четыре года, чтобы добиться разрешения начальства. Ею двигало не просто упорство кинематографиста, а твердое убеждение, что "если она не сделает, то умрет".
За Ларисой Ефимовной закрепилась репутация "неудобного" режиссера. Жестко, требовательно и бескомпромиссно она вела себя не только в общении с киночиновниками, но и в работе с коллегами на съемочной площадке. На студии шептались, что ассистенты и рабочие не выдерживали напряжения и разбегались от Шепитько. Однако те, кто оставался, были преданы ей навсегда.
Съемки "Восхождения" проходили в окрестностях Мурома в 40-градусные морозы. В суровых условиях преданность режиссеру оказалась решающим фактором: на площадке случались обморожения среди массовки и участников группы, но никто не жаловался. Шепитько даже для себя не требовала особых привилегий и, по воспоминаниям коллег, была для всех примером мужества, воли, терпения и заботы.
Все сцены снимали на пределе человеческих возможностей. После каждого дубля актеров, уже терявших сознание от напряжения, втаскивали в автобус и отогревали. К концу работы Владимир Гостюхин, который играл одну из главных ролей, оказался на грани нервного срыва.
Готовый фильм киноначальники посмотрели и оторопели. Они ожидали увидеть героическую историю о партизанах, а вместо этого на экране разворачивалась религиозная притча. Картину хотели запретить, но в ее судьбу вмешался первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров, который воевал и знал, как горе и страх ломали людей.
Фильм оглушал зрителей новой правдой о войне, ведь такого в кино еще не видели: это была не "припудренная" и не приукрашенная боль. Картина получила престижные призы на кинофестивалях в Риге, Берлине и Сопоте. "Восхождение" стало первым советским фильмом, удостоенным высшей европейской кинонаграды – "Золотого медведя".
"Звезды советского экрана": Владимир Гостюхин