"Нет куража": Георгий Данелия уступил Леониду Гайдаю право экранизировать "12 стульев"
29.08 10:00
Леонид Гайдай годами добивался разрешения экранизировать роман Ильфа и Петрова "12 стульев". Сначала режиссеру отказали, потому что уже вышла картина Михаила Швейцера "Золотой теленок" об Остапе Бендере. Затем Гайдай узнал, что Георгий Данелия тоже собирается снимать фильм по легендарному роману.
Книга "12 стульев" была обеденной для Леонида Гайдая. Каждый раз режиссер садился за стол и перелистывал уже затертые страницы, посмеивался и читал вслух жене Нине Гребешковой. Мэтр считал, что произведение Ильфа и Петрова просилось на экран.
Остап Бендер привлекал не только Гайдая. Пока он добивался разрешения на экранизацию, в 1968 году свою версию произведения Ильфа и Петрова выпустил Михаил Швейцер, правда, по второй книге о великом комбинаторе "Золотой теленок".
Конкуренция со Швейцером Гайдая не смущала, ведь он планировал снять другое кино с принципиально иным главным героем. Но тут подоспело известие, которое погрузило мэтра в глубокое отчаяние. Разрешение на съемки "12 стульев" получил один из самых успешных комедиографов страны Георгий Данелия.
Гайдай был готов принять поражение, но неожиданно коллега сам вышел на разговор и передал ему право экранизировать роман. Данелия объяснил широкий жест тем, что "перегорел, нет куража".
У Гайдая горели глаза, никогда еще он не писал с таким рвением, ведь сбывалась его мечта. Чтобы превратить роман в захватывающий сценарий, потребовалось 10 месяцев. Мэтр боялся, что фильм будет скучным, поэтому беспощадно "резал" текст и убирал целые сюжетные линии.
Режиссер проделал большую работу, только в кастинге на главную роль участвовали 200 претендентов. Но усилия Гайдая оправдались, ведь фильм стал лидером советского проката: в 1971 году его посмотрели более 39 миллионов человек.
"Звезды советского экрана": как Гайдай Остапа искал