Стивен Спилберг задержал прокат: Америка увидела фильм Владимира Грамматикова "Мио, мой Мио" позже
02.09 10:00
Экранизация сказки "Мио, мой Мио" заставила режиссера Владимира Грамматикова серьезно поволноваться. Встреча с писательницей Астрид Линдгрен, скандал с зарубежными партнерами, задержка проката из-за Стивена Спилберга и Кристиана Бейла – это только часть трудностей, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы.
В конце 80-х советские кинематографисты задумали международный проект со Швецией и Норвегией – экранизацию знаменитой сказки Астрид Линдгрен "Мио, мой Мио". Организаторы рассматривали кандидатуры трех русских режиссеров: Сергея Соловьёва, Александра Митты и Владимира Грамматикова, которого в итоге выбрали.
Режиссеру устроили личную встречу с Астрид Линдгрен в Стокгольме. Она пригласила Грамматикова домой, заварила чай и задала гостю нестандартный вопрос.
Поиски мальчиков на главные роли оказались трудными. Международный статус фильма подразумевал, что герои должны хорошо владеть английским языком. Тогда авторы картины сделали ставку на детей дипломатов, что оказалось фатальной ошибкой.
Так организаторы поняли, что русских ребят снимать в картине не будут, поэтому Владимир Грамматиков поехал в Англию. Чтобы дети на пробах выдавали нужную реакцию, режиссер пошел ва-банк. Он сообщал каждому, что погибла его любимая собака. Разразился серьезный скандал: зарубежная сторона была возмущена "отсутствием этики в вопросах сумасшедшего советского кинематографиста".
С большим трудом стороны уладили конфликт, восстановили рабочие отношения, и Грамматиков приступил к съемкам. Натуру нашли в Швеции и Шотландии, а вот виды страны Дальней, куда так мечтал попасть главный герой, сняли не за границей, а в Крыму. Правда, для зарубежного зрителя Советский Союз был в то время действительно чем-то неведомым и непостижимым.
Самым большим открытием Грамматикова стал юный актер Кристиан Бейл. Угловатый 11-летний мальчик бредил кино и в итоге стал знаменитостью мирового масштаба. Едва он закончил съемки у русского режиссера, как им заинтересовался Стивен Спилберг. Но именно это сыграло с картиной "Мио, мой Мио" злую шутку.
Картина вышла в американский прокат только после того, как Стивен Спилберг закончил работу и выпустил на экраны свой фильм. Лента "Мио, мой Мио" стала рекордсменкой по сумме затраченных средств: бюджет картины составил пять миллионов шведских крон. Это была самая дорогостоящая прижизненная экранизация произведения Астрид Линдгрен.
"Звезды советского экрана": лучшие фильмы Владимира Грамматикова