Прямой эфир

"Мыльная пена и мочалка": как Леонид Гайдай снимал голого Игоря Ясуловича в "12 стульях"

02.09 13:00

Когда Леонид Гайдай предложил Игорю Ясуловичу эпизодическую роль в фильме "12 стульев", актер еще не подозревал, с чем ему придется столкнуться. Небольшая сцена потребовала не только тщательной подготовки, но и изрядной смелости от артиста, ведь ему нужно было сняться без одежды.

Игорю Ясуловичу одинаково хорошо удавались драматические и комедийные роли. Режиссеры знали об этом и заваливали его работой. Порой предложений было так много, что приходилось отказываться. Но Леониду Гайдаю актер никогда не говорил "нет". В 1971 году комедиограф задумал экранизировать роман Ильфа и Петрова "12 стульев", куда пригласил артиста.

Актер сыграл в картине интеллигента, попадающего в неловкую ситуацию: внезапно захлопнулась дверь квартиры, и он оказался в мыльной пене на лестничной площадке многоэтажного дома. Простая, на первый взгляд, сцена требовала серьезной подготовки. Игорь Ясулович был мастером пантомимы и всегда отрабатывал каждое движение. Гайдай тоже предпочитал придерживаться заранее отрепетированного плана.

Мы долго и тщательно репетировали всю хореографию происходящего, потому что сцена являлась сложной. Снимали на самом верху в одном из зданий "Мосфильма". На лестничную клетку требовалось взгромоздить всю аппаратуру. А тогда использовали громадные приборы, и это была трудная работа.
Игорь Ясулович
актер, народный артист РФ, интервью 2019

Когда все до мелочей отрепетировали, возникла проблема с гримом. По сюжету тело инженера Щукина покрывала пена, но ни одно советское мыло не давало нужного эффекта. Шампуни "Березка", "Иванушка", "Надежда" и даже болгарский "Кря-кря" не прошли проверку. Кинематографистам пришлось разориться на дорогую и дефицитную "продукцию капиталистического рынка".

Леонид Ясулович, "12 стульев", 1971

Леонид Гайдай зашел к гримерам, подошел к тазику, потрогал пальцем пену – держится. Затем он бросил взгляд на трусы телесного цвета, которые должен был надеть Игорь Ясулович, задумчиво почесал затылок и с мрачным видом удалился.

Леонид Иович уже перед "мотором" подошел ко мне. Я понял, что он будет говорить со мной о том, что, может быть, не стоит надевать трусики телесного цвета. Он мучился, думая, когда начать этот разговор.
Игорь Ясулович
актер, народный артист РФ, интервью 2019

Гайдай переминался с ноги на ногу и отводил от Ясуловича смущенный взгляд, закуривал новую сигарету, но нужные слова не находились. Однако артист все понял, прервал мучения режиссера и сообщил ему, что готов работать в кадре без одежды.

Эпизод с голым инженером Щукиным сняли с двух дублей, и все это время Леонид Гайдай переживал за результат: грань между шуткой и пошлостью была очень тонкой. "Есть мыльная пена и мочалка – значит можно сделать так, что эта история не будет вызывать никаких эмоций, кроме веселья, смеха и ощущения счастья, что все случилось не с тобой", – говорил об этой роли Игорь Ясулович.

Инженер Щукин стал едва ли не самым ярким персонажем картины Леонида Гайдая и одной из запоминающихся эпизодических ролей Игоря Ясуловича.

"Звезды советского экрана": Игорь Ясулович

Заголовок

Дата

текст
закрыть