"Делайте что хотите": почему Владимир Меньшов ушел со съемок фильма "Москва слезам не верит"
06.09 15:00
Владимир Меньшов видел в роли одной из подруг-провинциалок Тоси только актрису Раису Рязанову. Девушка напоминала ему маму, которую он хотел воплотить в этой героине. Однако во время работы их отношения не всегда были мирными, однажды постановщик в отчаянии ушел с площадки.
В середине 70-х столичные кинематографисты привезли картины студии имени Горького и "Мосфильм" на фестиваль в Томск. После ежедневных показов и встреч со зрителями артисты и режиссеры собирались на ужин в гостинице. В один из вечеров во время застолья внимание начинающего постановщика Владимира Меньшова привлекла актриса Раиса Рязанова. Правда, она потом долго недоумевала, как же могла запомниться: тихо сидела и молча слушала.
Те встречи, казалось, забылись, но спустя несколько лет девушке позвонили из киностудии и пригласили на съемки в картину Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". После того как Рязанова прочитала сценарий, ассистентка поинтересовалась, какая из героинь ей больше понравилась. На что Раиса ответила: "Не скажу, но сыграть, наверное, предложите Тосю".
Тогда интуитивно актриса выбрала не самую яркую из трех провинциальных подруг, приехавших покорять столицу, но идеально подходившую ей по характеру. Оказалось, что режиссер собирался отдать Рязановой роль Антонины, почувствовав, что именно она сумеет сыграть героиню максимально точно и достоверно.
Худсовет рекомендовал режиссеру Галину Польских и Нину Русланову на эту роль, но Владимир Валентинович видел в образе только Раису Рязанову. Мастер хотел, чтобы героиня была похожа на его маму, и именно Раиса напоминала ему родительницу.
Однажды съемка небольшого и незамысловатого эпизода привела Меньшова в бешенство. Режиссер обвинял Рязанову в неестественности и утверждал, что видит в ее взгляде жизненный опыт, а не девичье смущение. Отчаявшись, Владимир Валентинович ушел с площадки со словами: "Делайте что хотите". Тогда Раиса стала импровизировать: она повернула голову и прижалась носом к плечу партнера Бориса Сморчкова, который играл в картине ее экранного мужа. Именно этот актерский дубль и вошел в легендарный фильм.
В двухсерийной картине у Раисы Рязановой было всего шесть съемочных дней. Однако этого времени оказалось достаточно, чтобы актрису начали узнавать на улицах, а ее героиня Антонина стала для советского зрителя символом семейного благополучия.
Неожиданно для многих кинематографистов "Москва слезам не верит" стала одной из четырех картин, которые получили американский "Оскар". Ошеломительный успех ленты принес актерам любовь зрителей на родине и заграничные командировки, куда они ездили с презентациями фильма.
"Тайны кино": лучшие роли Раисы Рязановой