Виталий Мельников снимал фильм "Старший сын" без разрешения киночиновников
11.09 18:00
Когда режиссер Виталий Мельников начал экранизировать пьесу Александра Вампилова "Старший сын", еще не было официального разрешения. Не дожидаясь решения чиновников, постановщик набрал актерский состав и начал съемки в заброшенном доме на окраине Ленинграда.
Режиссер Виталий Мельников задумал снять фильм "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова. Главного героя он видел сразу – роль отца Андрея Сарафанова предназначалась Евгению Леонову. Артист без раздумий согласился на предложение постановщика, ведь давно мечтал сыграть одного из персонажей талантливого сибирского драматурга.
Леонов предложил режиссеру взять в картину Николая Караченцова, поскольку молодой артист был на него похож. Мельников не стал спорить с Евгением Павловичем и без проб утвердил предложенную кандидатуру. Так в фильме появились отец и сын – два основных персонажа пьесы.
На роль Сильвы постановщик взял Михаила Боярского, ведь именно таким он видел героя: модным ловеласом с гитарой и в клешах. Нину и Васеньку – детей Андрея Сарафанова – сыграли абсолютные дебютанты в кино Нина Егорова и Владимир Изотов. Мельников сразу решил, что сделает ставку на молодых и неизвестных артистов. Поэтому из "звезд" на площадке находились только маститый профессионал Евгений Леонов и уже популярная после выхода "Большой перемены" Светлана Крючкова
Кстати, актриса попала в картину случайно. Режиссер долго не мог найти исполнительницу роли Натальи Макарской, соседки Бусыгиных. Но однажды оператор Юрий Векслер обратил внимание Мельникова на "белобрысую дылду", которая снялась в фильме Сергея Микаэляна "Премия". Когда артистка пришла на пробы, она мгновенно покорила постановщика, а потом – влюбила в себя и оператора.
Актерский состав радовал режиссера, но приступить к съемкам он не мог, поскольку чиновники затягивали утверждение пьесы. В советском кинематографе на произведения Вампилова было наложено негласное вето. Официальных ограничений не существовало, но руководство "Ленфильма" беспокоилось о возможном запрете картины в разгар работы.
Тогда съемочная группа решила действовать: ассистенты нашли расселенный и готовящийся к сносу дом на окраине Ленинграда, одну из квартир которого стали "обживать" художники и реквизиторы. В заброшенном доме Виталий Мельников почувствовал свободу, а команда поддалась этому настроению.
Виталий Мельников не зря рисковал, потому что неожиданно картина "Старший сын" произвела фурор. Режиссеру пришлось пойти на хитрость: он устроил премьеру в московском Доме кино, подгадав даты к съезду Сибирского отделения Союза писателей СССР. Постановщик позвал коллег и земляков Александра Вампилова, которым фильм очень понравился. Это была первая экранизация пьесы знаменитого иркутского драматурга.
"Тайны кино": Александр Вампилов