"Американская трагедия": почему Сергею Эйзенштейну не дали снять фильм в Голливуде
15.09 13:00
Режиссер Сергей Эйзенштейн отправился в заграничное турне, где его целью был Голливуд. Талантливый кинематографист собирался сотрудничать с американской студией, но контракт разорвали. Однако, вернувшись в Москву, постановщик столкнулся с настоящей травлей.
В конце 20-х талантливого и перспективного режиссера Сергея Эйзенштейна пригласили в Голливуд. Чтобы получить разрешение на выезд, он добился личной встречи со Сталиным. Глава государства подписал приказ, который разрешал постановщику, его ученику Григорию Александрову и оператору Эдуарду Тиссэ отправиться в триумфальную поездку. Правда, добираться до Америки им пришлось окольными путями с большими задержками.
Прибыв в Голливуд, Эйзенштейн заключил договор с компанией "Paramount" о съемках фильма "Американская трагедия". Он активно взялся за разработку сценария, а в свободное время играл в теннис с Чарли Чаплином и пил кофе с Уолтом Диснеем. Все это походило на сказку, которая вскоре закончилась: студия отказалась от совместного проекта.
В Москве Эйзенштейна тоже ждал холодный прием, как будто он уезжал из одной страны, а вернулся в другую. Кинематографиста назвали "дезертиром" и его былые заслуги никого не интересовали – так начиналась травля. Сергей Михайлович понял, что дела плохи, когда руководитель советской кинематографии Борис Шумяцкий потребовал навсегда отстранить его от съемок. На заседаниях правления "Союзкино" и в прессе даже звучали призывы "расстрелять режиссера".
В 1938 году Сталин предложил Сергею Эйзенштейну снять картину об одном из исторических деятелей: постановщику следовало выбрать между Иваном Сусаниным и Александром Невским. Для опального режиссера съемка эпической картины оказалась шансом на полную реабилитацию. Он схватился за предложение и взял фигуру древнерусского князя и выдающегося полководца.
Перед началом съемок режиссер Александр Ромм спросил коллегу: "Сережа, как ты будешь работать, ведь ничего не осталось, нет никаких бумаг и свидетельств?" На что Сергей Михайлович ответил: "А вот то, что я сниму, и будет документом". Он оказался прав, ведь картина получилась не просто успешной, но и стала своеобразным каноном в изображении образа Александра Невского.
После выхода фильма репутация режиссера восстановилась: Эйзенштейн получил Сталинскую премию, высшую государственную награду СССР – орден Ленина, а также степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.
"Звезды советского экрана": лучшие фильмы Сергея Эйзенштейна