Председатель Гостелерадио Лапин разрушил карьеру Мулермана в СССР
11.01 18:00
"Тайны нашей эстрады": кто, как и за что наказывал Вадима Мулермана
Певец Вадим Мулерман в одночасье стал популярным, но также внезапно его эстрадная карьера завершилась. Выступления певца стали вырезать из эфиров, а концерты – отменять.
В 60-х годах бархатный баритон Вадима Мулермана звучал на советской эстраде с завидной частотой. Фортуна явно улыбалась певцу: победа на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве, запись пластинки на фирме "Мелодия", концерты, гастроли и любовь публики.
Не все считали, что его манера исполнения, да и вообще такая музыка должны сопровождать советский народ на пути к коммунистическому будущему. Лирический репертуар Мулермана чиновника явно раздражал и Сергея Лапина, который в 1970 году кресло председателя Госкомитета по радио и телевещанию.
Многие считали чиновника антисемитом, а родившийся в еврейской семье певец с удовольствием продвигал культуру своего народа. Артист считал: если на концертах других советских певцов звучат грузинские, украинские, белорусские, цыганские песни, то почему он не может исполнять еврейские.
Но однажды желание Мулермана нести еврейскую культуру в широкие массы оказалось уж совсем недальновидным. Отношения между Израилем и арабскими странами были напряженными из-за недавнего вооруженного конфликта. В контексте такой международной обстановки выступления Мулермана выглядели двусмысленно, ведь СССР старался сохранять нейтралитет.
Дело было в Одессе, но в Москве об этом узнали мгновенно. Реакция Лапина не заставила ждать. Выступления Мулермана начали исчезать из эфиров. Певец же звонил напрямую руководителю, чтобы выяснить, за что его наказывают. Но в ходе телефонной перепалки Лапин вынес Мулерману окончательный "приговор". Фамилия певца больше не звучала нигде, ему перекрыли пути на экран, на сцену, в радиоэфир, размагнитили его записи и уничтожили архив с песнями.
Мулерман пытался заработать на жизнь гастролями по дальней провинции, но ничего не выходило, его начали забывать. Двери на большую сцену захлопнулись перед ним навсегда. Артист прежде не задумывался об отъезде из страны, а теперь понял, что другого выхода у него нет.