"Блажь Андрея": Тарковский взял на главную роль провинциального актера вместо Любшина
12.01 18:00
"Звезды советского экрана": Анатолий Солоницын
Фильмография актера Анатолия Солоницына была небогатой: всего одна роль в короткометражке. Но он решил попытать счастье у режиссера Андрея Тарковского. Только вот последний уже утвердил на главную роль небезызвестного артиста.
В 1964 году актер Свердловского драмтеатра Анатолий Солоницын прочитал в журнале "Искусство кино" сценарий Андрея Тарковского и Андрея Кончаловского "Страсти по Андрею". В фильмографии актера в тот момент была лишь главная роль в короткометражке режиссера Глеба Панфилова, но без слов. Тем не менее Солоницын взял отпуск в театре и отправился в Москву. В столице он знал только одного человека – Панфилова. К нему Анатолий и обратился.
Панфилов рекомендовал Тарковскому обратить внимание на провинциального актера и даже принес его фотографию на "Мосфильм". Но режиссер уже утвердил на главную роль в фильме "Андрей Рублёв" Станислава Любшина. У яркого и талантливого артиста уже было несколько значительных ролей в кино.
Ради съемок у Тарковского Любшин уволился из театра и отказался от других ролей в кино. И вдруг режиссер резко меняет решение: главную роль будет играть Солоницын.
Творец пошел на конфликт и с актером, и с худсоветом. Но на главную роль все же утвердили неизвестного артиста из Свердловска. Ведь режиссер собрал именитых искусствоведов, показал им несколько фотопроб и попросил указать, кто выглядит как настоящий монах-иконописец. Все выбрали Солоницына.
Солоницын работал самоотверженно, в споры с режиссером не вступал, ни на что не жаловался. Он понимал, что судьба подарила ему шанс поработать с единомышленником.
Съемки "Андрея Рублёва" шли около года. Однако, несмотря на серьезную подготовку, государственная комиссия фильм не приняла. Тарковского обвинили в жестокости и излишней религиозности. Солоницын же оказался в подвешенном состоянии: из Свердловского театра он уже уволился, а в Москве еще никуда не устроился. Фильм, который должен был стать его пропуском в кино, не позволил ему даже закрепиться в столице.