Анна Герман отказывалась выступать под фонограмму на "Песне года"
21.01 10:00
"Тайны нашей эстрады": как советские артисты докатились до пения под фонограмму
На репетиции главного песенного фестиваля СССР произошел казус. Певица Анна Герман заявила режиссеру, что не будет петь под фонограмму и покинула сцену. Но петь живьем на телевидении тогда было не принято.
На "Песне-77" Анна Герман должна была петь две композиции: "Эхо любви" со Львом Лещенко и "Когда цвели сады" сольно. Репетиция дуэтной песни не заладилась. Режиссер то и дело прерывал исполнителей и поправлял Герман: она держала микрофон неестественно вертикально и не следила за ним при повороте головы. В итоге певица заявила, что будет петь только живьем, и покинула сцену. Редакторы недоумевали, почему Герман уперлась, ведь несколько месяцев назад она снялась в телефильме, где открывала рот под фонограмму.
Оказалось, дело в микрофоне. В постановочных телесъемках типа "Голубого огонька" или музыкального фильма он отсутствовал. То есть не было факта обмана зрителя: кто хотел, тот мог понять, что это запись. Но на "Песне года" имитировалось живое пение. То, что музыканты работают под фонограмму, держалось в тайне.
К тому же Герман и Лещенко должны были использовать беспроводные микрофоны. Такие уже появились за рубежом, и главе Гостелерадио Сергею Лапину хотелось показать, что СССР не отстает от прогресса. Вот только микрофоны тоже были имитацией.
Отстоять песню "Эхо любви" Герман не удалось. Лещенко не был против фонограммы. Да и редакторы напирали на то, что местные звукорежиссеры не смогут качественно записать и выдать в эфир дуэтную песню. Анна нехотя согласилась, но сольную песню уступать не собиралась.
Певица позвонила другу, композитору Владимиру Шаинскому, и попросила замолвить словечко большим начальникам, чтобы ей дали спеть живьем. В итоге на "Песне-77" это был единственный номер, который исполнялся не под фонограмму.
Успех был такой, что Анна даже выходила петь на бис. Но загадочным образом запись живого выступления на пленке не сохранилась. Может быть, Лапин в отместку за своенравность певицы приказал вырезать песню из архивной копии программы. Или же качество живого звука не соответствовало стандартам качества эфира.