Не писал музыку 18 лет: Френкель прервал творческое молчание после встречи с Ваншенкиным
20.01 18:00
"Звезды советского экрана": музыка Яна Френкеля в кино
После ранения в зенитном училище композитор Ян Френкель выступал во фронтовых концертных бригадах, но больше не сочинял музыку. Творческий кризис он смог преодолеть лишь после знакомства с легендарным поэтом Константином Ваншенкиным.
У Яна Френкеля была бронь от консерватории, однако он добровольно ушел на передовую, прихватив с собой скрипку. В зенитном училище над ним подшучивали – будет играть в окопах. А Френкель и впрямь в перерывах между боями исполнял Шуберта и Гая. Вскоре солдата тяжело ранили, и он поклялся: если выживет, то непременно станет композитором и будет писать музыку для кино.
Из-за увечий Яна признали негодным к службе, и он стал выступать в составе концертной бригады на фронте, но писать музыку больше не мог. Прошло 18 лет, а у него так и не родилось ни одной ноты. Удручающую ситуацию изменило знакомство со знаменитым поэтом Константином Ваншенкиным, чему поспособствовали друзья Френкеля.
Перед встречей композитор страшно робел, а после едва осмелился произнести, что на стихи поэта "Я спешу, извините меня" может получиться неплохая композиция. Стоило Френкелю сесть за рояль, и от былой неловкости не осталось и следа. Каменная стена, которая долгие годы стояла между ним и творческим процессом, неожиданно для самого композитора рухнула.
Ваншенкин и Френкель задумали предложить их творение Марку Бернесу. Авторы знали, что популярный эстрадный певец славится хорошим вкусом и строгостью к репертуару, а потому жутко переживали. Волнение оказалось напрасным: Бернес пришел в восторг.
Буквально через несколько дней к певцу пришел талантливый актер Володя Ивашов, которому эта композиция очень понравилась. Артист попросил разрешения у Марка спеть песню в короткометражном фильме Павла Любимова "Тетка с фиалками".
На успех Ивашов особо не рассчитывал, поскольку в 60-е исполнители крайне редко доверяли кому-либо собственные песни. К удивлению актера, Бернес не стал возражать, и композицию взяли в фильм. Так для Френкеля приоткрылась дверь в большой кинематограф. Спустя три года режиссер предложил композитору написать музыку к новой картине "Женщины".