"Железная леди" советского кино: Лиознова была деспотом на площадке
09.03 10:00
"Тайны кино": Женщины-режиссеры. Лиознова, Сурикова, Дружинина
Среди режиссеров советского кинематографа женщины встречались крайне редко, зато каждая стала уникальным явлением в профессии. Татьяна Лиознова сняла легендарные ленты. Чтобы добиться впечатляющего результата, ей приходилось жестко вести себя на площадке.
Режиссуру Татьяны Лиозновой никому не пришло бы в голову назвать женской. На съемках ее боялись все: и женщины, и мужчины. Не зря она получила прозвище "Железная леди".
На свете был только один человек, которого Лиознова слушалась беспрекословно. Мама, Ида Израилевна, оказала на будущего режиссера огромное влияние. Она обожала кинематограф, водила дочь в театр и с детства привила любовь к искусству.
Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа. Мама ею гордилась, но продолжала активно участвовать в жизни уже взрослой дочери. Если она не одобряла избранника Татьяны, та тут же разрывала отношения.
Все романы Лиозновой заканчивались расставанием, зато творческие союзы были более удачными. С оператором Петром Катаевым режиссер проработала четверть века. Вместе они создали легендарный телефильм о советском разведчике, внедренном в высшие эшелоны власти нацистской Германии, – "Семнадцать мгновений весны".
На роль Штирлица взяли Вячеслава Тихонова, который был любимым актером Станислава Ростоцкого. Этот режиссер для Лиозновой был абсолютным авторитетом, к тому же когда-то их связывал не только профессиональный интерес, но и скоротечные романтические отношения.
В начале съемок Лиознова никак не могла добиться от Тихонова нужного задумчивого образа. Режиссер не понимала, что Ростоцкий нашел в этом артисте.
Наконец режиссер придумала, как правильно поставить задачу актеру. Она предложила Тихонову повторять про себя таблицу умножения, и все получилось. Благодаря жесткости и требовательности Лиознова всегда добивалась от коллег нужного результата.