"Песняры" отбивали атаку журналистов на первых гастролях в Америке
05.11.2023 17:30
"Тайны нашей эстрады": провал и триумф американских гастролей "Песняров"
Попасть на гастроли в Болгарию или Югославию для советского артиста было невероятной удачей. А те, кто хоть раз побывал в так называемой капиталистической стране, считались настоящими счастливчиками. Недоступной для советской эстрады оставалась только одна держава – Соединенные Штаты. ВИА "Песняры" стали первым в СССР ансамблем, который поехал в тур по Америке.
В январе 1976 года "Песняры" выступили на международном конкурсе в Каннах. Это мероприятие для профессионалов, где продюсеры со всего мира смотрят выступления самых успешных в своих странах исполнителей и предлагают сотрудничество. Белорусский коллектив получил на конкурсе 27 предложений от ведущих студий звукозаписи. Но "Песняры" были подневольным ансамблем и не могли просто принять понравившееся предложение. Продюсеров они отправляли на согласование в Госконцерт. Не все музыкальные менеджеры хотели связываться с советскими чиновниками. До конца решил идти лишь американец Сид Гаррис.
На согласование гастролей ушел почти год. Советские бюрократы все же решили, что нужно налаживать связи с Западом. И в начале декабря 1976 года "Песняры" отправились покорять Америку. Это была честь и огромная ответственность. Советских музыкантов в США восприняли как диковинку.
В четыре утра в аэропорту советский коллектив окружила толпа журналистов. К таким бесцеремонным интервью "Песняры" не привыкли, но достойно отбивали атаку корреспондентов. На амбразуру бросили худрука ансамбля Владимира Мулявина.
Он кратко и дипломатично отвечал на все вопросы. Ведь одно неверное слово – и международный скандал гарантирован. Но вот, кажется, можно выдохнуть: щелчки фотокамер смолкли, опустились микрофоны. И вдруг из толпы журналистов раздалось: "Позвольте вопрос от радиостанции "Голос Америки"".
Невинный, на первый взгляд, вопрос оказался с подвохом. Передать привет через запретную радиостанцию – значит признать, что в СССР ее слушают, и намекнуть, что ансамбль не планирует возвращаться домой.
Неверно подобранные слова могли стоить Владимиру Мулявину как минимум должности и карьеры. Но худрук смог красиво выйти из затруднительной ситуации. Он ответил: "Ничего не хотел бы передать. Мы приедем и сами все расскажем".
А чтобы пресечь другие возможные провокации, "Песняры" сделали то, что умели лучше всего: спели прямо в аэропорту а капелла. Вопросов у американских журналистов не осталось.
После успешных гастролей в Америке у "Песняров" наступило золотое время. В СССР для них открылись все двери.