Проснулся знаменитым: как Сергей Эйзенштейн снимал фильм "Броненосец Потемкин"
08.06 18:00
"Звезды советского экрана": лучшие фильмы Сергея Эйзенштейна
Великий режиссер Сергей Эйзенштейн не просто снимал новаторские фильмы, но и изменил представление, как нужно создавать кино. В одной из первых работ – "Броненосец Потемкин" – он уже действует нестандартно, смело и, как отмечают критики, цинично.
После успеха киноленты "Стачка" 27-летнему Сергею Эйзенштейну поручили работу над масштабной киноэпопеей о событиях 1905 года. Съемки планировались в нескольких городах от Батуми до Ленинграда, но сдать фильм требовалось уже через полгода. Времени было мало, поэтому из огромного многотомного сценария режиссер выбрал всего две страницы о мятеже на броненосце "Князь Потемкин Таврический".
Поскольку настоящего корабля "Потемкин" уже не существовало, внимание Сергея Эйзенштейна привлекло похожее судно "12 апостолов". Правда, его давно превратили в минный склад. На выгрузку боеприпасов потребовалось бы очень много времени, которого не было. Тогда мэтр принял опасное решение: снимать на корабле, набитом взрывчаткой.
Многие знают этот фильм по легендарным кадрам знаменитой сцены на Одесской лестнице. Но ни в сценарии, ни в жизни такого эпизода не было – это фантазия мастера. Идея родилась неожиданно: режиссер сидел на лестнице и ел вишни, наблюдая за скачущими вниз по ступеням косточками, которые словно убегали от кого-то. В следующую минуту у него уже созрел план, как будет выглядеть разгон митинга.
Для создания этой сцены съемочная команда обошла все уголки Одессы: нужны были не профессиональные артисты, а простые люди. Удивительно, но эту страшную сцену на лестнице снимали шутя и играючи. Так, чтобы изобразить кровь, обмазывали актеров вишневым сиропом. Удержаться было трудно, и юный актер, играющий окровавленного мальчика на руках у матери, то и дело слизывал лакомство. Эйзенштейн смеялся, называл его "дурнем" и приказывал снова обливать ребенка сладким.
Завершить картину Эйзенштейн задумал финальным проходом Броненосца с гордо реющим красным флагом. Даже черно-белая пленка не стала помехой гениальной идее: режиссер на пленке сам раскрасил кисточкой белое полотнище из 108 кадров в красный цвет.
Картину закончили в рекордные сроки: три месяца вместе с монтажом. На премьере фильма, когда на экране появился красный флаг, зрители заревели от восторга и зал взорвался аплодисментами. Оркестр прекратил игру, которую все равно не было слышно. На следующий день Эйзенштейн сделал в дневнике пометку: "Проснулся знаменитым".