"Да я и без пленки смогу": как оператор Павел Лебешев снимал дебютный фильм "Ангел"
15.06 15:00
"Тайны кино": Павел Лебешев
Оператор Павел Лебешев обладал уникальным взглядом на киноизображение и был готов к любым экспериментам. Дебютный фильм "Ангел", снятый совместно с режиссером Андреем Смирновым, стал абсолютным новаторством для кинематографа 60-х.
В 60-м Лебешев поступил на заочное отделение операторского факультета ВГИК, где проучился 12 лет. Это уникальный случай в истории советского кинематографа, ведь когда Павел Тимофеевич снимал легендарную картину "Белорусский вокзал", диплома у него еще не было. Только вмешательство оператора Анатолия Головни помогло Лебешеву окончить вуз.
Благодаря ВГИКу Лебешев снял один из самых любимых своих фильмов. Первая самостоятельная работа велась совместно с режиссером Андреем Смирновым: новелла "Ангел" по рассказу Юрия Олеши для киноальманаха "Начало неведомого века".
Эту новеллу Андрей Смирнов мечтал снять без единого осветительного прибора, что было абсолютным новаторством для кинематографа 60-х. Молодому режиссеру в воплощении его замысла никто не желал помогать. Он уже готов был отказаться от своей безумной затеи, когда встретил нерадивого студента Павла Лебешева. Конечно, он не смог удержаться, чтобы не задать ему сакраментальный вопрос: "Сможете снять без света?" На что оператор ответил: "Да я и без пленки смогу".
Эта операторская работа Лебешева определила всю его дальнейшую кинобиографию. Именно после просмотра картины "Ангел" Никита Михалков пригласил Павла Тимофеевича в свой дебютный фильм "Свой среди чужих, чужой среди своих".
Началась плодотворная работа с Никитой Михалковым: за 10 лет они сняли лучшие картины в кино, в том числе "Раба любви", "Неоконченная пьеса для механического пианино", "Несколько дней из жизни Обломова", "Пять вечеров", "Родня". Но после выхода фильма "Без свидетелей" в 83-м их творческий тандем распался на долгих шестнадцать лет. Лебешев еще несколько лет проживет у телефона в ожидании звонка от Никиты Сергеевича. Режиссер позовет его в последний раз: они встретятся на одной площадке во время съемок фильма "Сибирский цирюльник" в 97-м.
В операторских работах, которых больше полусотни, Лебешев подчеркивал индивидуальность и уникальность актера, никогда не повторяясь в своих приемах. Каждая его картина – это событие. Павел Тимофеевич творил с лучшими режиссерами того времени, среди которых были: Сергей Бодров-старший, Сергей Соловьев, Георгий Данелия, Леонид Филатов.