Охотничья дробь в масле и еда под соусом из керосина: как Гайдай снимал застольные сцены
17.06 14:00
"Звезды советского экрана": тонкости застолья в советском кино
Леонид Гайдай любил точность в кадре, поэтому кормил актеров настоящей едой по несколько дублей подряд. Правда, иногда режиссер все же шел на уловки и вместо деликатеса насыпал охотничью дробь или сдабривал кулинарные изыски керосином, чтобы никто не съел их до конца съемок.
Многие советские режиссеры стремились к точности и достоверности. Даже в застольных сценах они не использовали бутафорию, поэтому зачастую актеры наслаждались в кадре настоящей едой, иногда по несколько дублей подряд.
Так, после съемок у Леонида Гайдая в фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" начинающую актрису Наталью Селезнёву несколько лет воротило от сосисок. Сцену, где ее героиня Лида вместе с Шуриком ест яблоко, пирожное и сосиску, сняли не с первого раза.
Тем временем Гайдай взялся за комедию "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". В сцене, где Трус, Балбес и Бывалый с довольным видом прихлебывают из больших кружек, актерам налили настоящее пиво.
Увидев это, Георгий Вицин запротестовал: он крайне негативно относился к алкоголю и попросил заменить хмельное на другой напиток. Актеру налили отвар шиповника. Он выпил уже пять кружек, когда ассистентка режиссера заметила, что напиток не дает пены. Тогда Гайдай все-таки уговорил Вицина сделать один глоток пива. Отхлебнув, актер поморщился от омерзения, и сцена была снята.
Съемки еды в следующем фильме Гайдая "Бриллиантовая рука" тоже доставили режиссеру немало хлопот. В эпизоде, где Миронов угощает детей мороженым, а "бабе" дарит цветы, содержимое вазочек с холодным лакомством быстро таяло под палящим солнцем. Тогда в креманки положили смесь творога с молоком, которая через пару секунд оказалась на лице Миронова.
После выхода фильма в Сочи появились новые достопримечательности: местные жители горячо убеждали туристов, что легендарную дичь героям Юрия Никулина и Миронова подавали в одном из местных ресторанов. Но заведение "Плакучая ива" было построено в одном из павильонов "Мосфильма".
Застолье в одной из новелл фильма "Не может быть!" тоже не обошлось без деликатесной черной икры. Правда, вместо нее в вазочке лежала охотничья дробь, политая растительным маслом. Это было единственное блюдо, которое ничем не пахло. Очевидцы вспоминали, что перед съемкой свадебного застолья Гайдай сдобрил почти всю еду керосином. Так она сохраняла аппетитный вид, несмотря на многочасовые съемки, и становилась непривлекательной для вечно голодных актеров.