Прямой эфир

"Берегись автомобиля": каскадер заставил Эльдара Рязанова выполнять опасные трюки

17.06.2024 10:00

"Тайны кино": "Берегись автомобиля", "Место встречи изменить нельзя", "Петровка, 38"

Для съемок автомобильной погони в картине "Берегись автомобиля" Эльдар Рязанов пригласил каскадера Александра Микулина. Режиссер был требовательным и заставлял спортсмена повторять опасные эпизоды, тогда исполнитель трюков предложил Рязанову сесть на пассажирское кресло.

В 1966 году Эльдар Рязанов пригласил на съемки картины "Берегись автомобиля" одного из первых советских каскадеров, чемпиона Москвы по велотреку и любителя мотоциклетных гонок Александра Микулина. Гонщик придумывал и воплощал дерзкие автотрюки на съемочной площадке.

Сложность заключалась в том, что заменных автомобилей не было. На картину выделили лишь одну "Волгу" 21-й модели и несколько запасных деталей. Причем машина возила на съемку режиссера, операторов и других членов съемочной группы, поэтому на каскадере лежала огромная ответственность.

Когда машина проезжает под трубами, там надо было точно все рассчитать, потому что я сидел в машине с камерой, снимали из машины. Когда Саша разгонялся и проезжал под трубами, невольно я отрывался от камеры и опускал голову, потому что казалось, что эти трубы по мне проедут.
Анатолий Мукасей
кинооператор, народный артист РФ, заслуженный деятель искусств РСФСР

На съемках картины произошел беспрецедентный случай: каскадер заставил режиссера участвовать в трюковых автомобильных сценах. Случилось это после того, как Рязанов потребовал сделать еще один дубль опасного эпизода. В ответ Микулин предложил мэтру сесть в каскадерское авто в качестве пассажира.

Рязанов, как человек темпераментный, на это согласился, потому что вызов здесь от каскадера был понятный: ты мне ставишь задачи с риском для жизни, почему я должен их выполнять, а ты просто будешь где-то там сидеть, смотреть? Давай на собственной шкуре почувствуй, каково это. Даже самые страшные трюки воспроизводились с участием Эльдара Александровича.
Андрей Апостолов
киновед

Рязанов требовал от Микулина не просто техничного и виртуозного исполнения сложнейших автотрюков. Режиссер хотел, чтобы каскадер буквально вселил в "Волгу" душу, и машина в погоне стала частью героя Юрия Деточкина, отображая его характер и состояние.

Премьера картины "Берегись автомобиля" прошла с большим успехом. Зрители были в восторге от прекрасного юмора, блестящей актерской игры и зрелищной автопогони. Комедия Рязанова стала одной из самых популярных в истории советского кино.

"Волга", снявшаяся в фильме, вернулась на студию без единой царапины и в дальнейшем была очень востребована в кино. Например, появилась у Леонида Гайдая в "Бриллиантовой руке", в картине Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".

Заголовок

Дата

текст
закрыть