Сломанный автомобиль и ручной лифт: как Панфилов добивался точности на съемках "Вассы"
22.06 13:00
"Звезды советского экрана": "Васса"
В 80-х режиссер Глеб Панфилов решил экранизировать пьесу "Васса" признанного советского классика Максима Горького. У мастера было свое видение картины от образа главной героини до создания атмосферы купеческого быта. На съемочной площадке ему даже пришлось заставить поехать сломанный ретро-автомобиль.
Глеб Панфилов решил взяться за экранизацию пьесы Максима Горького "Васса Железнова". Этот автор никогда не вызывал нареканий у Госкино, но киночиновников удивил выбор материала.
В советском кинематографе уже была Вера Пашенная, сыгравшая героиню в 1953 году. Именно этот образ из фильма Леонида Лукова было принято считать каноническим: властная дама за 60, окруженная взрослыми дочерьми и приживалками.
Но Глеб Панфилов убеждал, что хочет снять фильм про "настоящую" Вассу: его главная героиня – Храпова, потому что "Железнова" – это фамилия мужа. Режиссера зацепил этот материал, когда он внимательно прочитал первоисточник и с удивлением обнаружил, что героине пьесы Горького не 60, как все ошибочно считали, а всего 42. Выглядела она моложаво и всего на два года старше его жены Инны Чуриковой.
Глеб Анатольевич прописал в сценарии каждую деталь: все, о чем ему удалось разузнать в архивах. Оказалось, перед революцией в одном только Нижнем Новгороде уже были заасфальтированные улицы, электричество, телефон, 50 автомобилей, 200 лифтов в домах. Когда зрителю показывают такой провинциальный город, это техническое разнообразие не может не удивлять, а на самом деле создатели фильма следовали исторической точности.
Для фильма "Васса" по приказу режиссера изготовили лифт на ручном управлении, ведь он был в доме Железновой. Это чудо техники, привычное для людей 80-х, в интерьере, оформленном в стиле модерн, смотрелось неожиданной диковинкой.
У Вассы Борисовны был и автомобиль, привезенный из Парижа. Съемочная группа раскопала ретро-машину, посадила туда персонажей, а она не поехала. Тогда, недолго думая, Панфилов предложил способ сдвинуть ее с места: ассистенты привязали тросы, и люди, как "бурлаки на Волге", тащили авто. Режиссер добился своего.
Глеб Панфилов хотел показать купцов не богатыми и глупыми самодурами, а интересными и влиятельными людьми. Фильм получил главный приз XIII Московского международного фестиваля, а в 1985 году режиссер, сценарист, оператор и исполнители главных ролей были награждены Государственной премией РСФСР.